Хард-рок (или в дословном переводе - жесткий рок) - подвид рока,
возникший в середине 60-х и переживший период расцвета в 70-х годах
прошлого столетия. Характеризуется прежде всего тяжелыми гитарными
риффами, но от своего последователя хэви-метал и его производных
отличается относительно умеренным темпом.
Общепринятым родоначальником стиля считается группа "The Kinks",
записавшая в 1964 году незамысловатую вещицу "You Really Got Me", в
которой были использованы зафузованные гитары. Конечно на хард-рок в
нынешнем его понимании композиция не тянула, но дурной пример был подан
и вскоре ему последовали многие другие исполнители. В то время
музыканты, трудившиеся на ниве психоделии, искали новые формы звука, и
в их арсенале появились такие приемы как овердрайв (перегруз) и
дисторшн (искажение). Одним из главных (а то и самым главным) мастеров,
достигших наибольших успехов в подобном экспериментаторстве, был Джими
Хендрикс, чья виртуозная гитарная техника послужила образцом для целых
поколений рок-музыкантов. Пока Хендрикс закладывал основы
психоделического харда, к зарождающемуся новому стилю начали
подтягиваться команды, специализировавшиеся на блюзе, такие как "Cream" и "Yardbirds".
Надо сказать, что быстрее всего хард-рок развивался в Англии, и к концу
десятилетия туманный Альбион выставил на рынок главную тройку тяжелого
жанра: "Led Zeppelin", "Deep Purple" и "Black Sabbath". Первый мощный залп дали "цеппелины",
явив миру новый саунд со своим "Led Zeppelin II", а на следующий год
появились такие классические шедевры харда как "In Rock" и "Paranoid".
Одним из главных релизов жанра стал "пепловский"
альбом "Machine Head", где прозвучал самый узнаваемый рифф всех времен
и народов - "Smoke On The Water". Между тем мрачные выходцы из
окрестностей Бирмингема, трудившиеся под маркой "Black Sabbath",
не только помогли своим "пурпурным" коллегам строить будущее тяжелого
металла, но и заложили фундамент стиля дум, получившего развитие лишь
спустя десять лет. К началу 70-х у трехголового британского дракона
появилось множество соратников - "Nazareth", "Uriah Heep", "Atomic Rooster", "Free", "UFO", "Thin Lizzy", "Budgie", "Black Widow", "Foghat", "Status Quo" и другие. Некоторые из них тяготели к пограничным жанрам (например "Heep" и "Rooster" заигрывали с прогрессивом, "Free" одной ногой стояли в блюз-роке, а "Quo" и "Foghat"
наяривали буги), но в целом все они исполняли хард-рок. В Америке
последователей жанра тоже хватало, и Штаты могли похвастаться бандами
типа "Grand Funk Railroad", "Blue Cheer", "Bloodrock". Все они честно боролись за место под солнцем, однако до популярности островитян им было далековато.
Перекос начал исправляться в середине 70-х, когда на свет появились "Aerosmith", "Kiss", "Montrose", а также к делу подключились вылезший из гаража шок-рокер Элис Купер и пещерный человек Тед Ньюджент.
Кроме того, в соревнование по производству хард-рокеров влились и
другие страны: Австралия выставила на арену монстров тяжелого
рок-н-ролла "AC/DC", Германия подарила миру тяготевших к мелодиям "Scorpions", Канада послала в бой "April Wine", Швейцария преподнесла "Krokus". Тем временем "Deep Purple" успели пережить кризис и благополучно распасться, но их распад породил две не менее мощные банды: детище Ричи Блэкмора "Rainbow" (откуда впоследствии возник "Dio") и проект Дэвида Ковердэйла "Whitesnake".
И все же во второй половине 70-х жанр начал переживать не самые лучшие
времена, что отчасти было связано с нашествием панка и новой волны.
Кроме того из строя вышли ударные силы: "DP", как уже было сказано, распались, "Black Sabbath"
лишились своего фронтмена и судорожно пытались подобрать достойную
замену, а после смерти Джона Бонэма прекратили свое существование и "Led Zeppelin".
В начале 80-х в Англии получило бурное развитие движение NWOBNM, в
связи с чем исполнители чистого харда были потеснены на второй план.
Единственным исключением были "Motorhead",
которые сделали себе имя на уникальном стиле, занимавшем нишу между
хард-роком и хэви-метал. По другую сторону океана ситуация выглядела
несколько иначе, и там правили балом такие команды как "Van Halen" и "Motley Crue". Они играли коммерчески ориентированную музыку, а их последователей стали причислять к жанру глэм-метал.
В 90-х годах повальное увлечение гранжем и прочей альтернативой не
давало развиваться тяжелому року как следует, однако и в это время
находились достойные представители хард-рока. Наиболее ярко сияла
звезда "Guns N' Roses",
сумевших дать двойной залп по верхушке "Billboard" с помощью "Use Your
Illusion", а Европа порадовала любителей тяжеляка швейцарцами "Gotthard" и немцами "Axel Rudi Pell".
Хард продолжали играть и в третьем тысячелетии, но некоторые группы типа "White Stripes" и "Velvet Revolver"
имели осовремененный саунд с привкусом той же альтернативы. Из тех
команд, что придерживались традиций жанра, можно назвать "Roadstar", "Darkness", "Answer", но, к сожалению две первые из них довольно быстро распались.