Понятие "мод-рок" настолько растяжимо и туманно, поэтому очень трудно
вписать в него определенные команды, а также дать точное определение
самому стилю. В целом, мод-рок - это шумная рок-музыка начала и
середины 60-х, которую слушали будущие отцы поколения панков, а также
деды нынешних скинхедов – моды. Также стоит принять во внимание то, что
моды помимо рока слушали еще и негритянский соул, который хоть как-то,
но все же причастен к рок-музыке. Прежде всего, необходимо разобраться,
кто же такие эти моды? Движение модов сформировалось в Великобритании
приблизительно в 1962-63 годах; расцвет же движения пришелся на 1965-66
годы. Входили в движение модов молодые люди из среднего класса, которые
были безразличны ко всему, кроме скутеров - маленьких мотороллеров, на
которых они передвигались (в противоположность простым рокерам,
любившим мотоциклы), и, пожалуй, музыки, под которую они и жили.
Поп-музыка начала 60-х была противна модам; к чистому рок-н-роллу они
были довольно холодны, да и к зарождавшемуся биту тоже. Исключением
стали две наиболее известные лондонские рок-группы: вест-эндовская "The Who" и ист-эндовская "The Small Faces".
Эти команды брали ориентир на утяжеленный ритм-энд-блюз, смешанный с
британским битом, американским рок-н-роллом, и с негритянской музыкой
соул (из нее были взяты вокальные гармонии). Конечно, это не означает,
что моды ненавидели "Beatles" и "Stones" - просто по душе им больше приходилась музыка "Who" и "Small Faces". Возможно, потому что эти группы выглядели более "по-модовски", тогда, когда "Битлы" были просто очаровательными милашками, а "Стоунз" - простыми, не модовскими, "плохими парнями".
Теперь следует узнать, как выглядели моды. Длинных стрижек они никогда
не носили (да и слишком лысыми тоже не ходили :), не уделяя прическе
особого внимания; по вкусу модам были еще белые рубашки с большими
воротниками, широкие клетчатые брюки на подтяжках, а также огроменные
башмаки на таких же огроменных подошвах - таким образом они старались
подчеркнуть свою принадлежность к рабочему классу. Любимыми занятиями
модов была езда на скутерах под их любимую музыку, танцы (под ту же
музыку), а также всевозможные развлечения и спорт (опять же под эту
музыку). Моды первыми ввели понятие "мужской макияж", так как помимо
девушек, у них красились еще и парни. Несколько позже, хиппи полностью
сотрут между обоими полами различия, позаимствовав эту черту именно у
модов. Между прочим, позаимствовали у модов они и кое-что еще... Как
известно, моды первыми начали принимать различные психостимуляторы,
такие как амфетамины, что и роднит модов с битниками. А от этих
стимуляторов естественно только один шаг к каннабису, ЛСД и к прочим
гадостям. Простых рокеров моды не очень любили, всячески враждуя с ними
- да так, что в 1965 и 1966 годах между обоими движениями происходило
огромное множество всевозможных стычек и драк. Доходило даже до таких
больших противостояний, когда у обеих сторон было больше чем полсотни
участников (и представьте теперь себе, как эти две огромные кучи
лупасят друг-друга чем попало куда надо и куда не надо...). Разумеется,
когда только моды образовались, никаких подобных стычек не было из-за
их малочисленности. А начались они во время расцвета модовского
движения - в 1965 году. Движение хиппи моды тоже не особо любили, но
между ними драк никогда не бывало.
Однако, все же вернемся от самих модов к их музыке. Помимо "Who" и "Small Faces"
существовало много других подобных команд, но именно этим удалось
достигнуть наибольшей популярности как среди модов, так и среди простых
слушателей. Будучи в начале своего творческого пути не очень
профессиональными музыкантами, "The Who"
прославились умением уничтожать на своих концертах все инструменты. Но
не только это привлекало модов к их музыке: обилие фидбэка и искажений,
а также принадлежащий "Who" всемирный модовский гимн "My Generation", действительно нравились модам. Другими были "Small Faces":
они не громили инструменты, а просто завоевывали публику своим шармом,
несколько напоминающим битловский. Четверо добродушных невысоких
парней, которым не было и двадцати, быстро становились своими на любом
концерте. Именно "Who" и "Small Faces"
вскоре одними из первых будут работать над концептуальными альбомами.
Их "Tommy" и "Odgen's Nut Gone Flake" до сих пор являются классикой
рока. Именно такими и были две главных модовских группы. Но нельзя еще
не упомянуть, что элементы мод-рока присутствовали в толпе других
групп, и даже таких, как "The Beatles" (альбомы "Rubber Soul" и "Revolver"), "The Move" (альбом "Shazam" и первые синглы) и "Rolling Stones"
(альбомы 1964-65 годов). Интересные гармонии, небрежный вокал и
хрустящая гитара с фидбэком, лучше всего характеризуют мод-рок.
Движение модов с 1966 года постепенно таяло под натиском хиппи,
которыми и становились многие моды, но что самое интересное, так это
то, что моды в первоначальном своем виде существуют и по сей день,
несмотря на обилие бывших модов в рядах панков 70-х и скинхедов 80-90-х
годов. Рупором модов середины 70-х - начала 80-х была группа "Jam",
воссоздавшая первоначальный мод-рок в своей музыке, однако она
распалась в 1982 году на пике своей популярности, оставив модам только
несколько малоизвестных групп. С тех пор команд, играющих мод-рок почти
не осталось, а бывшим модам, а ныне - убеленным сединами старцам,
остается только размышлять о жизни, слушая истертые временем пластинки "Who" и "Small Faces", вспоминая, какие были хорошие времена, когда они были молодыми.