Пауэр-метал (power-metal) - одна из разновидностей металла, появившаяся
во второй половине 80-х (термин происходит от англ. Power chord –
"квинта") Одно время термин существовал по отношению к американским
командам типа MANOWAR, ранней METALLICA, TESTAMENT, PANTERA.
Это направление однако, не получило обширного развития и угасло со
временем, а в наши дни под термином "пауэр-метал" обычно понимают
созданное HELLOWEEN направление.
Родоначальником пауэра считается вышеупомянутый HELLOWEEN(Германия), выпустивший в 1987-1988 гг. двойной альбом "Keeper of the
Seven Keys", ставший без сомнения краеугольным камнем в развитии жанра.
В числе ветеранов следует назвать также RUNNING WILD, RAGE, GAMMA RAY, SCANNER, CHROMING ROSE, BLIND GUARDIANи др. И с тех пор европейский пауэр широко распространился и стал
популярным по всему континенту так же, насколько он был непопулярен в
США. Пауэр-метал в том виде, в котором его создали Helloween,
можно назвать достаточно оптимистичной и жизнеутверждающей музыкой
(иногда данную тенденцию называют "happy metal" — "счастливый метал"),
но многие команды имели более мрачный, эпический саунд (BLIND GUARDIAN, ).
Пауэр-метал стал логическим продолжением идей классик-хард-рока (DEEP PURPLE, URIAH HEEP, RAINBOW), глэма и хард-н-арта (SLADE, SWEET, QUEEN, RUSH) и, конечно, британского хэви-метал (JUDAS PRIEST, IRON MAIDENи др.). Непосредственным предшественником стиля в середине 80-х стал
спид-метал, с которым в начале своей карьеры экспериментировали
родоначальники пауэра - немецкие HELLOWEEN, RAGE, а позже и их последователи BLIND GUARDIAN.
Границы между этим подстилем и пауэр-металом достаточно размыты, иногда
даже используется термин спид-пауэр-метал, многие группы, начав с хэви
и спида, перешли впоследствии к пауэру (BLIND GUARDIAN, RAGE, GRAVE DIGGER, RUNNING WILD).
Развив тенденции, идущие от британского хэви, пауэр смодулировал не в
сторону агрессии, брутальности и депрессивности трэша, а в сторону
более светлой образности, героики, эпичности, даже "сказочности". Здесь
получили распространение исторические, мифологические,
мистико-религиозные, фэнтэзи-темы и сюжеты, прижился жанр
"концептуального альбома", моно-рок-оперы (BLIND GUARDIAN, AVANTASIA).
Музыкальный язык пауэр-метала далеко отошел от блюза и рок-н-ролла.
Характеризуется более высокой скоростью исполнения, чем "классический"
хэви-метал, но также большей мелодичностью, чем спид-метал, базируется
на мощном, эпическом звуке, обычно на высоких скоростях и легко
запоминающимися мелодиях, высоким техническим мастерством и отточенной
манерой интонирования (две ритм/соло-гитары), "частой" ритмической
сеткой (постоянный поток шестнадцатых нот двух бочек и акцент малого
барабана на каждую слабую долю). Саунд при этом оказался несколько
"приглаженным", смягченным, но и более разнообразным (широкое
использование синтезаторов, "хорового" бэк-вокала, иногда даже "живых"
акустических тембров). Не случайно Германия стала родиной пауэра,
учитывая сильную связь пауэра с австронемецкой "классической"
музыкальной школой. На творчество германских пауэр-металлистов сильно
повлияла музыка великих немецких композиторов, особенно "Оды к радости"
Бетховена и вагнеровских лейтмотивов из "Кольца Нибелунгов", а также
произведения Грига и Мусоргского. Склонность к псевдо-классическим
аранжировкам произведений характерна для большинства
пауэр-металлических групп. Также можно отметить и влияние
камерно-вокальной лирики эпохи романтизма (Шуберт, Шуман). С другой
стороны, ощущалось воздействие европейских национальных
песенно-танцевальных традиций, что было обусловлено удобством
исполнения "попевочных" оборотов на гитаре, особенностями ритмики
пауэра, воспринимающейся в отдельных случаях как "плясовая". Однако
песенная структура композиций остается неотъемлемой частью творчества
пауэр-металлических команд, что сильно облегчает восприятие этого жанра
и многие годы удерживает его в высшей лиге металлической сцены.
Основной вокал в пауэре, как правило, "чистый" и высокий (порой до
пронзительности), поэтому вокальные партии исполняют довольно
подготовленные певцы. Следуя традициям Брюса Дикинсона и Роба Халфорда, пауэр-вокалисты имеют тенденцию петь высокими голосами и часто даже фальцетом. Такие певцы, как Ханси Кюрш из BLIND GUARDIAN, часто при записи альбомов используют вокальное многоголосие, истоками восходящее к группе QUEEN.
Среди современного европейского пауэр-метала можно условно выделить так
называемые школы пауэр-метала, значительно отличающиеся по звучанию,
хотя зачастую происходит смешение стилей и техник. Обычно говорят о
разделении на итальянскую, немецкую и финскую школы, основоположниками
которых считают соответственно RHAPSODY, HELLOWEEN и STRATOVARIUS. На рубеже 80-х - 90-х основатели направления и короли жанра HELLOWEEN,
увы, заметно коммерциализировались и выпустили ряд малоудачных работ.
Возрождению пауэра в середине 90-х - так называемой второй волне,
способствовали три события - выход очень сильного альбома GAMMA RAY "Land of the Free" (95), возврат HELLOWEEN к пауэрной стилистике - "Master of the Rings" (94) и усиление состава финской STRATOVARIUS за счет прихода вокалиста Тимо Котипелто (95). В то же время не прекращалась удачная в целом работа таких групп, как RUNNING WILD, RAGE, BLIND GUARDIAN, реанимировался SCANNER, позже появились PRIMAL FEAR, IRON SAVIOR, METALIUM, EDJUY (выпустивший знаменитую метал-оперу "Avantasia", в записи которой приняла участие элита пауэр-металлической тусовки).
Вливание свежей крови произошло также со стороны традиционно
"неметаллических" держав, привнесших в стиль большее разнообразие,
национальную специфику - наиболее яркие примеры современного
"негерманского" пауэра дают нам итальянские LABYRINTH, EDJUY, SKYLARK, шведские HAMMERFALL, NOCTURNAL RITES, SINERGY, американо-норвежские KAMELOT, финские SONATA ARCTICA, NIGHTWISH (отличающуюся использованием женского оперного вокала), бразильская ANGRA. В творчестве некоторых групп наметился также отход от двухгитарной
модели в сторону более привычной для хард-рока гитарно-клавишной.
Отдельное слово об Англии. Как и в случае с трэшем, родине металла не
удалось выставить достойных конкурентов континентальным европейцам.
Лишь в 1999 году образовалась группа DRAGONFORCE,
нарезавшая ультраскоростной пауэр-метал. Впрочем, англичанами их можно
назвать с большой натяжкой, так как только барабанщик является
подданным Ее Величества, а остальные - южноафриканец, канадец, русский,
выходец из Гонконга. Впрочем, это не помешало критикам обильно
расточать команде похвалы и даже объявить их родоначальниками нового
стиля - экстремальный пауэр-метал.
Основные подстили пауэр-металла:
Прогрессив-пауэр: испытал на себе влияние прогрессив-металл групп как QUEENSRYCHE, DREAM THEATER, характеризуется более сложной структурой музыки и текстов, чем обычный пауэр.
Основные представители: ANGRA, KAMELOT
Симфо-пауэр: характеризуется широким использованием инструментов
более характерных для классической музыки, или широким использованием
клавишных, которые имитируют эти инструменты
Основные представители: NIGHTWISH, EDGUY, RHAPSODY.
Трэш-пауэр: испытал влияние трэша, сохраняется мелодика пауэра, но добавляется более агрессивный риффинг и более грубый вокал
Основные представители: ICED EARTH
Некоторые специалисты вводят более узкие понятия: фолк-пауэр (ELVENKING), готик-пауэр (SERAPHIM)