Прогрессив-металл (иногда название сокращают до прогрессива) – пожалуй,
самое интеллектуальное направление в современной тяжелой музыке, явный
антипод такого музыкального стиля, как панк-рок. Если прослеживать всю
историю прогрессива, то корни его теряются в далеких шестидесятых годах
XX века, когда только-только поднимала свою голову думающая молодежь,
из рядов которой вышли признанные мастера психоделии и арт-рока – Procol Harum, Moody Blues, Atomic Rooster, Nice, Pink Floyd(замечу сразу – эти группы правильнее относить все же к арт-року,
нежели к прогрессиву, поскольку последний термин сугубо американский, и
в британском арт-роке есть довольно много различий с американским
прогрессивом; так что правильнее, на мой взгляд, именовать старые
команды типа Procol Harum или ELPименно арт-роком, а не прогрессивом). Тогда молодежь (не в пример
сегодняшней!) хотела и могла думать о чем-то возвышенном, философском и
представлять все это в виде музыки. Ее, эту музыку, и сегодня
воспринимать достаточно непросто, а по тем временам это было что-то из
ряда вон выходящее, тем более, что наступала эпоха рок-н-ролла, на
большой сцене правили бал великие «Битлз». И, тем не менее, арт-рок, как музыкальный жанр, не растаял среди всего этого, а все совершенствовался и совершенствовался.
Шли годы, сменялись поколения, профессионализм музыкантов, исполнявших
арт-рок, рос с каждым днем – достаточно вспомнить такие великие имена,
как Кит Эмерсон, Питер Хэммилл, Роберт Фрипп. Уже тогда в музыке
арт-рокеров оформились те характерные особенности, которые потом плавно
перешли в прогрессив – некая «заумность» текстов, сонатность и
концептуальность композиций и альбомов, использование богатого арсенала
классической музыки, джаза, фольклора, авангарда и этнической музыки.
Но этот оформившийся арт-рок отличало от его прото-форм то, что
музыканты творили с ясным сознанием, а не летали где-то далеко за
облаками, накачанные галлюциногенами (характерный тому пример – Джим
Моррисон из Doors и Сид Барретт из ранних Pink Floyd).
Музыка становилась более академичной, более совершенной, но время арта
постепенно уходило. На сцене появились новые герои в лице Sex Pistolsи им подобных – наступала эпоха панк-рока. Новое поколение "выбрало
Пепси", что вызвало ответную реакцию определенной его части в виде
неожиданно нагрянувшей "панк-революции". Собственно говоря, неожиданно
для себя вошедшие в моду панки тоже не представляли себе, во что
выльются их безобразия. А вылились они вот во что: Быстро сообразив,
что на новой модной музыке можно легко и хорошо заработать (благо,
себестоимость невысока, а коммерческая отдача хорошая): толпы
макларенов рыскали по кабакам, трущобам и помойкам в поисках очередных
джонироттенов. Наспех обучив их кое-как "лабать" и хорошенько поработав
с ними по части имиджа, макларены отправляли их на заработки, а публика
съедала все это с превеликим удовольствием. Критики, еще вчера певшие
дифирамбы YES и GENESIS,
бросились наперебой хвалить новые веяния, посмеиваясь над прежними
"заумными псевдо-интеллектуалами", и "в приличном обществе" стало
как-то даже неудобно сознаваться в своей привязанности к академическому
року. В результате действительно талантливые музыканты (те же SEX PISTOLS,
например) оказались буквально затоптаны толпой раскрученных бездарей,
быстро дискредитировавших панк-рок как направление, и всего через
каких-то два-три года мода стала спадать.
К сожалению, на британской прогрессивной рок-сцене тех лет подобных
всплесков больше не наблюдалось. Арт-рок-движение к началу
восьмидесятых окончательно сникло и коммерциализировалось. Последнее
время стало очень модно рассуждать о причинах этому способствовавших,
так что давайте и мы, не отставая от моды, порассуждаем на эту тему.
Среди одной из основных причин сами музыканты называют то, что в
середине семидесятых на большинстве радиостанций были введены
стандарты, ограничивающие время звучания композиций, передаваемых в
эфир, тремя-четырьмя минутами. Такие группы, как YES, CAMEL, GENESIS…
с их сложными монументальными многочастными композициями просто не
могли вписаться в столь узкие рамки и вынуждены были либо упрощать и
укорачивать свои произведения, либо уйти из радио-эфира. Наверняка это
в значительной степени способствовало "вымиранию арт-рок-динозавров",
но считать это основной причиной их гибели не следует, ведь и хард-рок,
и блюз, вполне в этот стандарт вписывавшиеся, находились в том же
плачевном состоянии. Скорее всего, собака зарыта гораздо глубже.
Возможно, к концу десятилетия в рамках этого стиля были сделаны уже
почти все возможные открытия (вторичность современного "прогрессива"
тому яркое свидетельство). А музыканты, привыкшие экспериментировать и
идти вперед (или в сторону, но главное – идти, и назад не сворачивать),
не желали топтаться на месте и были сильно дезориентированы и
подавлены, не понимая, куда им двигаться дальше. Резко перестроиться "в
духе времени" и плыть по течению они не могли, а становиться
респектабельными джентльменами, интеллектуально музицирующими в
свободное то занятия бизнесом время, не хотели. Но главной причиной
стало кардинальное изменение вкусов и потребностей аудитории. Ничего не
поделаешь, у каждого поколения свои герои. Студенческая аудитория, на
которой в основном и держался прогрессивный рок, резко расслоилась.
Окончательно увядшее движение "детей цветов" и давно забытые и
отправленные в утиль большей частью молодежи битники уже не подпитывали
арт-рок-движение идеологически, и всепоглощающая "Американская Мечта" с
ее основными ценностями - "семья, работа, карьера" все больше и больше
овладевала массами, что заметно способствовало выходу на передний план
героев дискотек. Прежние герои, стремящиеся "изменить мир: своей
музыкой" казались уже смешными донкихотами, если не нелепыми
лицемерами. Панки тоже отвергли эстетику академического рока, и их
музыка, во многом была возвращением к архаичному рок-н-роллу в его
маргинальной форме. Новый лозунг панков "Я ненавижу Пинк Флойд"
очень напоминал прежнее стебалово "Roll Over Beethoven", и их презрение
к арт-року как к олицетворению "лицемерной буржуазной морали" очень
напоминало отношение к классической музыке первых рок-н-ролльщиков.
Слово "бунт" опять сделалось ключевым в роке и если арт бунтовал против
хамства и невежества, то новое поколение "борцов" сделало хамство и
невежество своим "орудием пролетариата" - главным оружием в борьбе не
"за", а "против". Против чего? А хрен его знает, главное против!
В конце концов, "бунтовать" таким образом, быстро надоедает, и
вскоре уже довольно значительная их часть превратилась в обычных
неперебесившихся юношей, просто играющих в панков по вечерам, после
институтских лекций, или рабочего дня, спокойно проведенного в конторах
и офисах. И эта тенденция вскоре стала доминирующей. Вот такой
расслоенной и не знающей куда податься, застали британскую аудиторию
восьмидесятые. Но вскоре ей очень четко и доходчиво объяснили, куда
надо двигаться, и какой должна быть настоящая музыка.
В восьмидесятые тон прогрессиву задавали такие команды, как Asia, Marillion, IQ, но по существу это были клоны двух самых именитых арт-рок-групп Genesis и Yes.
Нельзя сказать, что они попросту копировали «старичков», у них были
интересные новаторские моменты, музыка этих групп несколько утяжелилась
по сравнению с «оригиналом», но и их ждала та же участь – опопсение….
К тому времени начинает зарождаться такое направление современной тяжелой музыки, как металл. В начале 80-х «Металлика»
выпускает свои первые альбомы, по праву считающиеся основой основ
современного трэша; в 1981 году выходит дебютный альбом пионеров
блэк-металла, англичан Venom.
Как грибы после дождя, тут и там возникают новые группы и новые
музыкальные течения – дэт, дум, готика и т. п. И можно сказать
наверняка, что современный прогрессив-металл впитал в себя все лучшие
черты, присущие классическому академическому арт-року и некоторым
направлениям тяжмета. А иногда происходит обратное (к примеру, у Cynic, Atheist):
металлические группы доводят технику игры до уровня, сравнимого с
уровнем игры прог-роковых команд. В основном же, большинство
прогрессив-металлистов сегодня сумели найти баланс между
навороченностью и мелодией, оставаясь при этом верными своим идеалам.
Таковы американцы Dream Theater (самая влиятельная прог-металлическая команда на сегодняшний день) и сайд-проекты бывших и нынешних участников группы (OSI, Planet X, Platypus, Liquid Tension Experiment, Mullmuzzler), Symphony X, Fates Warning, Queensryche, Savatage, Trans-Siberian Orchestra, шведы Pain Of Salvation, австрийцы Edenbridge(хотя и не в чистом виде). Но все же большинство из них крайне
неслушабельны в том смысле, что не до всех доходит то, что передается в
музыке из-за поистине гигантских размеров композиций (средняя песня
прогрессивной команды длится 10-15 минут, рекорд же поставили
американцы Dream Theaterна своем двойном альбоме Six Degrees Of Inner Turbulence: главная тема
длилась около 42 минут и для облегчения восприятия была разделена на 8
подчастей). Это очень сильно сближает прогрессив-металл с классическим
арт-роком и собственно с классической музыкой, которые до сих пор
остаются элитарными и воспринимаются также с трудом.