Желающих послушать Яна Тирсена вживую было такое
множество, что очередь огибала здание клуба. Зрелище, конечно, пугающее, но
нельзя не порадоваться такому количеству любителей качественной музыки.
Концерт задерживали, двери в зал «Мир» еще и не думали
открывать. Тем временем в зале «Спутник» публику разогревала молодая команда из
Петербурга Surtsey Sounds. Тут и случилось первое огорчение. Компании вокруг
спрашивали друг друга: «На сцене и есть Тирсен?». Это, как оказалось, полбеды.
Поехали дальше. Двери в «Мир» наконец открыли. Для пятитысячного зала сцена
действительно масштабная. К началу концерта я стояла где-то сбоку и была готова
разочароваться в концерте, потому что звук был слабый и плоский. Но стоило мне
всеми правдами и неправдами пробраться через толпу ближе к центру, как началось
волшебство! Такое богатство звука, мощность, которую можно было ощущать
буквально кожей. Уже не до того, что происходит на сцене и в зале, уже не
замечаешь, как от песни к песне все участники, не считая барабанщика, меняют инструменты как перчатки, уже не
обращаешь внимания на нетерпеливые выкрики фанаток. Хочется просто закрыть
глаза, навострить уши и наслаждаться всей красотой музыки. Такое умелое жонглирование
гармоничными и дисгармоничными мотивами подвластно, пожалуй, очень немногим
нашим современникам.
Ян Тирсен помимо того, что прекрасный композитор, так еще
и великий экспериментатор. Если послушать его произведения с разных альбомов,
то с трудом верится, что созданы они были одним человеком. Сейчас он делает
акцент в основном на рок, электронику и неоклассику. И надо признать, ему это
удается как никому другому хорошо.
Самое неизгладимое впечатление произвело исполнение «Sur
Le Fil». На большой сцене остался сам маэстро, подсвеченный только одним лучом
света. И в этом полумраке Тирсен творит со скрипкой нечто невообразимое! Он не
щадит ее: то гладит, то царапает, образно говоря. Если сначала скрипка словно
нежно поет, к концу она жалобно всхлипывает. От смычка возникают клубы канифоли,
конский волос рвется, а Ян продолжает терзать свой инструмент. Все это зрелище
выглядит душераздирающе и между тем интимно.
Концерт Яна Тирсена действительно значимое событие даже
для Северной столицы, где публику разбаловали любого рода событиями. Последний
раз Тирсен приезжал в Россию 3 года
назад. Тогда его тоже встречали полным аншлагом и горящими глазами. На тот
момент память о саундтреке к фильму «Амели» была свежа, и публика жаждала
слышать знакомые и любимые мотивы. Что изменилось с тех пор? Ян открывал для
себя новые музыкальные просторы, заметно увеличил аудиторию слушателей,
выпустил парочку альбомов, последним из которых стал «Skyline». Тот факт, что на слух и
визуально его до сих пор не узнают, мельчает, по сравнению с тем, что для
большинства слушателей он так и остался «тем самым человеком, который написал
музыку к «Амели»». Это не самый обидный
ярлык, который можно было бы повесить на композитора, но, тем не менее, это
остается ярлыком. И когда я выходила из А2, меня передергивало от реплик:
«Хороший концерт, жаль только «La Valse D'Amelie» не сыграли». Не знаю как вам,
а мне не жаль, потому что не «La Valse D'Amelie» единым хорош Ян Тирсен.