Запомнить меня Забыли пароль?




Современные виды тарелок

Добавлено: 2009-04-01 16:42:31

Тарелки типа crash


Crash серии RUDE
фирмы Paiste.
  Одним из основных видов тарелок являются тарелки типа crash, которые производят при игре мощный широкополосный атональный звук. Пара таких тарелок используется как оркестровые тарелки, и звук извлекают путем удара тарелок друг о друга. Одну или более одиночных подвесных тарелок типа crash применяют в ударных установках, причем звук извлекают чаще всего ударом плеча палочки по краю тарелки. В обоих случаях тарелки типа crash используют в основном для игры акцентов.

Тарелки типа crashпроизводят самого различного веса, от тончайших до очень тяжелых, но край тарелки должен быть достаточно тонким. Вообще для профиля тарелок типа crash характерна наибольшая толщина у купола, плавно уменьшающаяся к краю, за счет чего crash’и имеют плотный широкополосный звук. Типичный размер (диаметр) crash-тарелок – 16" или 18", хотя крупные производители предлагают тарелки от 14" до 20", а на заказ производят тарелки от 8" до 28". Пары оркестровых тарелок обычно имеют диаметр от 16" до 21", но производятся пары вплоть до 5".

Хай-хэт

Хай-хэт (англ. hi-hat или hihat), часто называемый просто "хэт", – другой вид парных тарелок, имеющих в своих истоках оркестровые тарелки и, затем, low-sock. Хай-хэт представляет собой пару тарелок (по профилю таких же, как crash), закрепленных на специальной стойке с ножным механизмом, позволяющим ударять одной тарелкой о другую, причем конструкция этой стойки мало изменилась со времени ее создания. Вообще различают открытое (тарелки разведены) и закрытое (тарелки соприкасаются, поскольку педаль нажата) положение хай-хэта, причем звук извлекают как ударом палочки в обоих этих положениях, так и путем нажатия ногой на педаль, вследствие чего тарелки ударяются друг о друга.  
AAX Studio hats
фирмы Sabian.

Что касается конструкции привода, то изначально возникла идея "сэкономить музыканта", играющего на тарелках, и совместить его функцию с "основным" барабанщиком, в результате чего был изобретен механизм для соударения тарелок – так называемый low-sock, – представлявший собой педальный привод, установленный на полу, к которому крепилась пара оркестровых тарелок. Такое устройство позволило высвободить руки барабанщика для игры на других барабанах. Сами тарелки при этом находились у пола, поэтому играть по ним палочками было невозможно. Позже один из легендарных пионеров джаза Gene Krupa совместно с не менее легендарным Armand Zildjian придумали современную конструкцию стойки, где тарелки располагались горизонтально выше малого барабана.

Вообще различают педальные приводы типа sock ("ударять") и типа choke("надавливать"): в первом из них подвижной является нижняя тарелка, а во втором – верхняя. Современные приводы обычно второго типа. Кроме того, существуют тросиковые приводы, позволяющие закрепить пару тарелок практически где угодно и управлять их соударением педалью через тросик. Современные стойки для hi-hat также имеют специальный регулировочный винт, который приподнимает одну сторону нижней тарелки, так что при нажатии на педаль тарелки соударяются не одновременно по всей окружности, а как бы начиная с одного края. Такое направление соударения нужно для того, чтобы воздух быстрее выходил из пространства между тарелками.

До 1960-х годов выпускались хай-хэты 14" и, реже, 13". В начале 1970-х барабанщики тяжелого рока, в первую очередь John Bonham, начали использовать 15"-е хай-хэты. В конце 1970-х фирма Sabian выпустила свой революционный 10" mini hats, дававшие четкое прорезающее звучание, идеальное для записи на студии. Позднее производители начали экспериментировать с заклепками, вставляемыми в нижнюю тарелку, однако к концу 1990-х оказалось, что все эти ухищрения не прижилась, и сейчас в подавляющем большинстве случаев используются тарелки 13" или 14" без всяких заклепок.


Хай-хэты с различными дополнительными элементами (слева направо, верхний ряд: с отверстиями в куполе нижней тарелки, с отверстиями в куполе и теле нижней тарелки, с заклепками в нижней тарелке; нижний ряд: с прослойкой волнистой формы для выхода воздуха, хэт с разными тарелками).

Другой интересной идеей стала попытка обеспечить быстрый отток воздуха из пространства между тарелок – с той же целью получить более четкий звук. Прижились два технических решения: отверстия в нижней тарелке и изогнутая плоскость. Последнее решение имеет два варианта: изогнутым может быть сам край тарелки или между тарелками вставляют дополнительный элемент волнистой формы. Современные хай-хэты обычно гораздо тяжелее современных crash-тарелок, что отражает общую тенденцию к утяжелению хэтов и облегчению crash’ей. Последним нововведением оказалось использование разных тарелок в одном хай-хэте, причем некоторые барабанщики используют вместе тарелки из разных серий, от разных производителей и даже разного размера.

Тарелки типа ride


Ride серии K Custom
фирмы Zildjian.
  Термин rideприменяют для обозначения как роли тарелки в партии ударных (т. е. для указания на тарелку, с помощью которой ведут ритм), так и типа самой тарелки. Многие производители тарелок изготавливают не только тарелки типа ride, но и типа ride/crash или crash/ride. В то же время ride-партию, то есть ритмическую канву, часто играют на тарелках других типов – china, sizzle, swish, pang и даже crash.

С другой стороны, ничто не мешает использовать тарелку типа ride как crash, то есть сыграть на ней акцент. Достаточно сильный удар по краю ride'а дает мощный и долго затухающий звук. Например, Keith Moon вообще часто пользовался только ride-тарелками, самые большие из которых служили также crash’ами. Вообще деление базовых тарелок на crash и ride– это довольно современное решение. Старые тарелки именовали только по размеру и весу, а то и вообще никак не именовали, а уж как именно ее использовать, каждый барабанщик решал для себя сам.

При игре тарелка типа ride дает долгий звонкий, несколько шипящий звук, в отличие от быстро затухающего звука crash’ей. Чаще всего используют ride’ы диаметром 20", но стандартными считаются размеры от 18" до 22". Крупные производители изготовляют ride’ы диаметром от 16" до 26", но возможно найти ride’ы вплоть до 8".

Чем больше и толще ride, тем лучше он звучит в более громкой музыке, причем, в отличие от crash’ей, край тарелки ride обычно достаточно толстый. Часто ride – самая большая тарелка в установке, но иногда барабанщики как второй ride используют тарелки типа china или sizzle, которые в этом случае бывают больше, но тоньше ride’а.

Тарелки типа sizzle

Тарелки типа sizzle (англ. "шипеть", "шкварчать") – это ride’ы, к которым для изменения звучания добавлены какие-либо погремушки, чаще всего заклёпки или цепочки.

При этом звук, естественно, становится более громким и прорезающим, но зато снижается динамический диапазон, поскольку при очень тихой игре может оказаться недостаточно энергии, чтобы погремушки колебались.
 
Sizzle Ride серии A Custom
фирмы Zildjian.


Will Calhoun Signature
Alien Disc Percussion
фирмы Sabian.
  Заклёпки устанавливают в отверстиях, проделанных в тарелке, так, чтобы заклепки могли колебаться, но не выпадали. В классической sizzle-тарелке заклепки расположены в нескольких (обычно четырех и более) отверстиях, равномерно расположенных вдоль края тарелки. Также производились бесчисленные эксперименты по расположению заклепок в других местах, но только один из них действительно что-то дал – это расположение на тарелке всего трех заклепок в отверстиях вдоль края тарелки, но рядом. Такие тарелки были очень популярны в конце 1980-х и начале 1990-х, даже стали считать, что они совсем заменят обычные ride-тарелки, но этого не случилось.

Тем не менее, было много попыток (в основном безуспешных) вставлять заклепки в нижние тарелки хай-хэтов, в тарелки типа crash, splash и даже bell-splash. В настоящее время, кроме ride'ов, заклепки применяют в тарелках типа swish и иногда pang, которые чаще употребляются для игры в стиле фьюжн и в джазе.

Некоторые производители говорят, что если из их тарелки вынуть заклепки, то ее тембр восстановится, несмотря на отверстия. В большинстве случаев это на самом деле не так, и отверстия делают звук хуже, хотя некоторые классические тарелки действительно восстанавливают свой тембр.

Цепочки в качестве погремушек применяют в том числе потому, что их можно легко удалить, превратив тарелку в обыкновенный ride. Такие погремушки имеют вид шариковых цепочек и бывают двух видов – цепочка, которая одним концом крепится на стойке, а вторым свисает на тарелку, и целая батарея цепочек, которые крепятся на горизонтальной планке. Планку надевают на стойку так, чтобы цепочки касались поверхности тарелки (см. фото).
 
Виды цепочек: одиночная, закрепляемая на крепежной гайке (верхняя тарелка) и в виде планки с несколькими цепочками, закрепленной на стойке так, чтобы цепочки касались тарелки (нижняя тарелка).

Тарелки типа splash


Z Custom splash
Фирмы Zildjian.
  Тарелки типа splash – это маленькие и тонкие тарелки, которые являются (наряду с тарелками china) одним из главных типов эффект-тарелок.

По конструкции splash представляет собой очень тонкий и маленький crash, причем тело тарелки практически не меняет толщину от купола к краю, а купол немного толще, поэтому издаваемый звук воспринимается как "пустой" и менее плотный, чем crash, но, тем не менее, прорезающий и с очень резкой атакой. Splash-тарелки используются для игры акцентов, чаще всего синкопированных, причем играют по ним обычно очень жестко. Для более тихой игры некоторые производители предлагают тонкие splash’и, у которых профиль похож на crash, но край у них получается такой тонкий, что при неосторожно сильном ударе тарелка может сломаться.
 
Pro China splash
фирмы Sabian.


Dark Buzz China
фирмы Paiste
(splash 11" помещен вверх ногами в china 18").
  China-тарелки диаметром 12" и меньше часто называют china splash, а иногда mini chinese. Существуют, однако, china splash'и, которые отличаются по форме от классических china (см. фото).

Еще одним способом использования тарелок splash явилось применение их совместно с другими тарелками, когда тарелка типа splash устанавливается на ту же стойку так, чтобы иметь постоянный контакт со второй тарелкой (см. фото).

Обычно splash-тарелки имеют диаметр от 6" до 12". Некоторые производители изготовляют тарелки, маркируемые как splash, диаметром до 22", хотя их скорее надо было бы назвать тонкими crash’ами. Тем не менее, наиболее популярными размерами для splash остаются 10" и 8".
 
Mike Portnoy Signature
Max Stax фирмы Sabian
(mini china помещена вверх ногами на splash того же диаметра, выпускаются 8", 10" и 12").

Тарелки типа china

"Китайские" тарелки в западной музыке – это тарелки, чей звук обычно описывают как содержащий "грязный" тон, чем они похожи на гонг chau.


Medium Light China
фирмы Paiste.



Инструменты фирмы Wuhan (cлева направо: колотушка, тарелка chung, китайский колокольчик, тарелка jing).
  Настоящие тарелки типа chinaимеют купол цилиндрической или усеченно-конической (то есть в сечении прямоугольной или трапециевидной) формы, а край тарелки вывернут вверх, то есть против основного направления изгиба тела. Само тело тарелки практически не меняет толщину от купола к краю, и центральная область, включая внутреннюю часть купола, обычно не полированная. Однако у некоторых china-тарелок нет некоторых из этих признаков, поэтому точно определить можно скорее по тембру – звук их происходит скорее из Китая, чем из Турции, родины традиционного западного производства тарелок. Некоторые производители, тем не менее, различают china, swish и pang, а другие обозначают все эти три типа одним словом china, хотя на самом деле тарелки swish и pang объединяют некоторые характеристики турецкого и некоторые китайского дизайна.  
Купол "настоящей" china в форме усеченного конуса большим основанием вверх.



Водяная тарелка фирмы Jiayin (корпорация ME China-Gongs).

Кроме того, естественно, существуют традиционные китайские тарелки с вполне определенными названиями и звуками, например, chung, jing или "водяные" тарелки. В западной музыке их тоже вообще называют китайскими.

Тарелки china выпускают от 6" до 27" в диаметре, причем тарелки размером 12" и менее часто называют china splash или mini chinese. Иногда эти тарелки подвешивают куполом вверх, как и обычные, но чаще всё-таки куполом вниз. В составе ударной установки они считаются эффект-тарелками.

Известно, что некоторые обычные тарелки, если их подвесить куполом вниз, могут давать грязноватый тон, которому, правда, далеко до гениального "китайского" тембра. И наоборот, тарелки china, если их подвесить куполом вниз, могут дать гораздо большую широту тембров, однако нужно играть осторожно, поскольку если вывернутый край china при таком подвесе попадет под сильный удар, он может расколоться.

Играют по china-тарелкам как crash-, так и ride-партии, а для последних нужен купол, поэтому некоторые chinaимеют вывернутый купол, чтобы можно было их подвешивать куполом вверх, но вывернутые края при этом были направлены вниз и не попадали под удар.

Тарелки типа swish и pang


Medium Light Swish
фирмы Paiste.
  Тарелки типа swish и pang – это тарелки "китайской группы", предназначенные больше для игры ride-партий (т. е. ведения ритма, ритмической канвы), которые появились более-менее в результате сотрудничества Gene Krupa и фирмы Avedis Zildjian Company.

И swish и pang имеют вывернутый край, как и china, и похожий тембр, но обычный круглый купол. Тем не менее, некоторые (но не все) производители называют их тоже china.

Swish имеет более высокий тон, чем pang, более размытый и с менее заметным звоном, причем есть подозрение, что названия этих тарелок происходят от звука ими издаваемого. Разница в тембрах swish и pang существенна, так как изначально тарелки swish продавали с заклепками (см. sizzle-тарелки), а pang – без заклепок. Естественно, некоторые храбрые барабанщики тут же попробовали вынуть заклепки из swish, а также вставить заклепки в pang. Через некоторое время нововведения были признаны, и оба типа стали продаваться в обычной и в sizzle-версии, что давало два разных тембра.  
China Pang
фирмы Istanbul.


AA Fast chineseфирмы Sabian: china только по каталогу, а по типу – swish.
  В конце двадцатого века интерес к этим тарелкам совсем упал, однако в самом начале нового века swish-тарелки снова появились в каталогах ведущих производителей, например, Zildjian и Paiste, а pang-тарелки в принципе можно приобрести у несколько менее известных фирм, например, Istanbul. С другой стороны, у некоторых производителей, например, Sabian, есть много моделей china, которые china только по наименованию в каталоге, а по форме и тембру это swish-тарелки.

Обычные размеры для тарелок swish – от 16" до 22", а pang – от 18 до 20".

Пальцевые тарелки

Пальцевые тарелки, или zil (турецк. zil – "тарелка"), изначально использовались в танце живота. Набор zil-тарелок состоит из четырех тарелочек, надеваемых на пальцы (по паре на каждую руку). Тарелочки крепятся к пальцам при помощи резинок: одна надевается на средний палец, другая – на большой.

Zil-тарелки делают чаще из латуни, чем из бронзы, диаметром около 2". По тембру танцовщицы танца живота различают "серебристый тон" и "золотистый тон" zil’ов, знают целый ряд приемов игры на них и могут иметь несколько наборов для разных танцев.

В современной музыке zil’ы применяются редко. В этом случае их называют просто "пальцевыми тарелками" и используют для придания музыке "ближневосточного" звучания. В этих случаях музыканты часто играют на пальцевых тарелках с помощью гораздо более простой техники, чем танцовщицы танца живота: они просто берут резинки "щепотью", зажимая их между указательным и большим пальцами, и бьют тарелки краями друг о друга, держа zil’ы наподобие оркестровых тарелок, по одной в каждой руке.
 
Dancer zils
фирмы Zildjian.


Индийски храмовые тарелки
торговой марки Tingsha.
  Другим современным типом пальцевых тарелок являются ching, которые, в отличие от zil’ов, отливают из толстой бронзы. Эти пальцевые тарелки широко распространены в Камбодже и Таиланде, где кроме бронзы используют также сплав железа, меди и золота. Там эти тарелки используют в ритуальных целях.

В Индии подобные маленькие тарелки диаметром 2-3", соединенные шнурком, используют для медитации.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This


Оглавление   |  Наверх

Оглавление        Вернуться к статье

Канал: 128Kbps
Слушать (Media Player).
Слушать (WinAmp).
Слушать (Real Player).
Слушать (QuickTime).

24Kbps формат - AAC+:
Слушать (Media Player).
Слушать (WinAmp).
Слушать (Real Player).
Слушать (QuickTime).

 Скачай панель и слушай радио прямо из браузера!

Доступные версии :






Copyright (c) 2003-2012 by Rock-online.ru
Работает под управлением WebCodePortalSystem v. 6.2.01 Карта