Запомнить меня Забыли пароль?




Телеканал







Статьи Новые


Гитара композитора - концерты века

Автор: Денис (suffix2005@rambler
Источник: rock-online.ru
Добавлено: 2010-09-23 12:41:38

Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента – наблы,- внешним видом напоминающего гитару.

Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла – символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии. В 13 веке арабы завезли её в Испанию, где она вскоре получила полное признание. Слово «гитара» арабского происхождения.

В конце 15 века состоятельные семьи Испании начинают соперничать между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становятся излюбленным инструментом при дворах.

В культурной жизни Испании, начиная с 16 века, большую роль сыграли многочисленные ассоциации, академии, кружки и собрания – «салоны», - собиравшиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких салонов.

С 16 века увлечения щипковыми инструментами проникает в глубокие массы. Для них создаётся огромная литература. Имена композиторов, представляющих её, составляют длинную вереницу: Милан, Корбетто, Фуенльяна, Марин-и-Гарсиа, Санз и многие другие.

Пройдя большой путь развития, гитара приобрела современный внешний вид. До 18 века она была меньше размером, и корпус её был довольно узким и вытянутым. К середине 19 века гитара получила окончательную форму и стала больше. На ней появились шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми. Из Испании гитара была завезена в западноевропейские страны и Америку, где завоевала большую популярность.

Чем же объяснить столь широкое распространение гитары? Главным образом тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло, аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, её можно встретить в оркестре и ансамбле.

В конце 18 века в Испании появляются композиторы и виртуозы Ф. Сор и Д. Агуадо; одновременно с ними в Италии – М. Джулиани, Л. Лениани, Ф. Карулли, М. Каркасси и другие. Они создают литературу для этого инструмента, начиная от мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.

Композитор Сор с огромным успехом концертирует в городах Западной Европы и России. Его балеты «Золушка», «Лубочник в роли живописца», «Геркулес и Омфала», а так же опера «Телемах» выдерживают много представлений на сценах Петербурга, Москвы и крупных городов Западной Европы. Полифонический стиль, богатейшая фантазия и глубина содержания характеризуют творчество Сора. Это образованный музыкант-композитор, виртуоз-гитарист, поражавший глубиной своего исполнения и блеском техники. Его сочинения прочно вошли в репертуар гитаристов. Сор написал огромное количество произведений, «Школу игры на гитаре и много учебной литературы.

Итальянец Джулиани является основоположником итальянской гитарной школы. Он был блестящим гитаристом, а также в совершенстве владел скрипкой. Когда в 1813 году в Вене впервые исполнялась седьмая симфония Бетховена под управлением автора, Джулиани принимал участие в её исполнении в качестве скрипача. Бетховен высоко ценил Джулиани как композитора и музыканта. Его сонаты, концерты с оркестром исполняются современными гитаристами, а педагогическая литература является ценным наследием и для педагогов, и для учащихся.

В середине 19 века появляется знаменитый скрипач Николо Паганини, который замечательно играл и на гитаре. Играя на этих двух инструментах, казалось не имеющих ничего общего, он многие гитарные приёмы перенёс на скрипку, а скрипичные – на гитару. Гитарные приёмы сказались, прежде всего, в технике пиццикато и двойных флажолетов, в связной игре аккордами, а так же в характерной для Паганини перестройке нижней струны соль и повышении строя скрипки. Паганини написал более 140 пьес для гитары, 28 дуэтов для гитары и скрипки, 4 трио, 9 квартетов для смычковых инструментов с гитарой. Интересно отметить, что гитара в квартетах часто соревнуется со скрипкой, исполняя ту же роль, что и скрипка.

Многие западноевропейские композиторы 19 века – Ф. Шуберт, К. Вебер, П. Крейцер, А. Диабелли, Л. Шпор, И. Гуммель и другие пишут произведения для гитары соло, а также замечательные ансамбли с участием гитары. Берлиоз в своём знаменитом трактате по инструментовке посвятил целую главу.

Во второй половине 19 века в истории гитары появилось новое яркое имя испанского композитора, солиста-виртуоза Франциско Тарреги. Он создаёт свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр. Франциско Таррега родился 21 ноября 1852 года в Испании, в городе Вильяреале провинции Валенсия. Любовь к гитаре у мальчика появилась в раннем детстве, когда он слушал уличных музыкантов-гитаристов. Первым учителем Тарреги был гитарист-композитор Аркас, который привил ученику хороший вкус и любовь к гитаре. Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепиано, но продолжал совершенствоваться в игре на гитаре. Свой первый концерт Таррега дал в театре Альгамбры не на рояле, а на гитаре. Концерт прошёл с огромным успехом. Дальнейшую свою жизнь Таррега посвятил гитаре.

Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей-композиторов: Альбениса, Гранадоса, де Фалья и других. В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре. Слабое здоровье не давало Тарреге возможности концертировать, поэтому он посвятил себя педагогической деятельности. Можно смело сказать,, что Таррега создал свою школу игры на гитаре. К числу его лучших учеников относятся Мигуэль Льобет, Эмелио Пухоль, Доминико Прат, Даниэль Фортеа, Илларион Лелюп и другие известные концертанты. Многочисленные ученики Тарреги передают его метод преподавания.

К настоящему времени изданы школы Д. Фортеа, Д. Прата, И. Лелюпа, И. Аренса и П. Роча, основанные на методе обучения Тарреги. Умер Таррега в 1909 году.

В 20 веке появляется имя великого испанского гитариста Андреса Сеговии. Родился он 17 февраля 1894 года близ Кордовы. Научился играть на гитаре самоучкой в раннем возрасте и завершил своё музыкальное образование в музыкальном институте Гранады. В 1909 году он впервые выступил как гитарист-концертант в Гренаде, вслед за тем последовали его концертные выступления в в других городах Испании. В 1922 году Сеговия поехал в Южную Америку, где его концерты прошли с огромным успехом. С этого времени он концертирует в Германии, Австрии и Франции. В 1926 – 1927 гг. он приезжал на гастроли в СССР. В Советском Союзе его так же ждал успех. Вот что писал о Сеговии академик Б.В. Асафьев: «Культура игры на гитаре в Испании давняя, старинная, и корни её уходят в далёкое романтическое прошлое. Представитель этой культуры – Сеговия, прежде всего серьёзный и строгий музыкант. Его исполнения никак нельзя упрекнуть в дешёвом щегольстве и виртуозничестве дурного тона. Слушать его – своеобразное наслаждение; благородство звука, ритм, интенсивнейшая сдержанность исполнения, чёткость и чистота интонаций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утончённость, не показное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков – вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игру Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство так опошлилось. Сеговия ни на один момент ни упускает из виду пластики форм: он красиво и последовательно подчёркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает её хрупким, как утончённая резьба орнаментом…».

В 1936 году Сеговия побывал вторично в Советском Союзе, везде вызывая восхищение своим мастерством. Он исполнял произведения классиков-гитаристов: Сора, Джулиани, транскрипции произведений Чайковского, Шуберта, Гайдна и оригинальные произведения испанских композиторов: Турина, Торроба, Тансмана, Кастельнуово-Тедеска и других композиторов. У Сеговии состоялось не мало встреч с советскими гитаристами, на вопросы которых он охотно отвечал. В беседах по поводу техники гитарной игры Сеговия указывал на особую важность не только постановки рук, но и правильного применения аппликатуры.

До 17 века гитара в России не имела большого распространения. Её можно было встретить лишь в богатых домах случайно завезённой из-за границы.

Первые замечания о гитаре встречаются у Я. Штелина( написал первый исторический обзор музыкальной культуры в России), жившего в России в 18 веке. Он писал о том, что гитара в России распространялась медленно, но с появлением среди других гастролёров гитаристов-виртуозов Цани де Ферранти, Ф. Сора, М. Джулиани и других этот инструмент завоёвывает себе симпатии и получает широкое распространение. Появляются в начале 19 века русский гитаристы: М. Соколовский, Н. Макаров и другие, успешно концертирующие в России и за границей.

Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве в России. В произведениях композиторов 30 – 50-х гг. прошлого века явно ощущается её влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М. Глинки и А. Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения. Путешествуя по Испании, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде». Композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и другие свои широка популярные романсы и песни написали в расчёте на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу. Свои задушевные романсы, полные элегической грусти или романтической взволнованности, Варламов пел, сопровождая их мягкими переборами на гитаре.

В начале 20 века гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, её истории, литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением.

Знаменитый гитарист Соколовский после блистательных выступлений в Москве в 1847 году и других городах России, после огромного успеха в Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал всю свою жизнь преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные уроки.

Не менее известный гитарист Макаров, гитарист-концертант, тоже старался доказать, что этот инструмент заслуживает более большего внимания. В 1856 году он попытался организовать Всероссийский конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а так же мастеров, изготовляющих эти инструменты. Таким путём он рассчитывал выявить новых прекрасных музыкантов, новые произведения и лучших мастеров. Но это большое дело никто не поддержал. Своё намерение Макаров всё же осуществил, но не в России, а в столице Бельгии Брюсселе.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции были созданы все условия для развития различных жанров искусства. Открылись многочисленные музыкальные школы и консерватории. Советский народ с большим энтузиазмом приобщался к искусству.

В 1931 году в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на гитару. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П.С. Агафошин и П.И. Исаков. В 1932 году преподавание на гитаре было введено в Московской, Киевской и других консерваториях.

Они подготовили кадры молодых специалистов. Часть музыкантов занялись педагогической деятельностью, другая – исполнительством.

Пётр Спиридонович Агафошин родился в 1874 году. Более сорока лет он проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. С 1931 года он вёл класс гитары в музыкальном училище имени Октябрьской революции и Московской государственной консерватории. Многие современные советские гитаристы являются его учениками. Агафошину принадлежит книга «Новое о гитаре», изданная в 1928 году. Свыше десяти сборников пьес классиков шестиструнной гитары и шесть альбомов собственных транскрипций и композиций выпущены в 1930 – 1950 годах.

Деятельность Агафошина, направленная на развитие в нашей стране культуры игры на шестиструнной гитаре, была высоко оценена Советским правительством. Он был награждён орденом «Знак почёта» и двумя медалями. Агафошин вложил много труда, чтобы создать профессиональные кадры гитаристов, исполнителей и педагогов.

Периодически устраивались конкурсы, в которых наравне с другими музыкантами участвовали и гитаристы. В 1936 году Всесоюзное радио провело конкурс молодых исполнителей на народных инструментах. В Москву съехались представители всех республик. Среди победителей были и гитаристы.

В годы Великой Отечественной войны и после гитара в учебных заведениях не преподавалась.

В 1952 году было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе имени Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы.

Большую роль сыграл Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году в Москве, на котором проходил международный конкурс гитаристов. Русские гитаристы завоевали почётные звания лауреатов международного конкурса.

В 1960 году в музыкальном училище при консерватории введено обучение игре на гитаре.

Многие крупные советские композиторы создали и создают немало оригинальных сочинений для гитары. Композиторы Б. Асафьев и Н. Речменский, помимо небольших пьес, написали произведения крупной формы – концерты для гитары и симфонического оркестра. Композитор В. Шебалин написал целый ряд замечательных произведений для гитары. Многие советские композиторы пишут для гитары: В. Золотарев, А. Мосолов, Н. Иванов, Б. Страннолюбский, Н. Ряузов, И. Ильин и другие.

В концертных залах городов Советского Союза часто можно слышать солистов-гитаристов. Звучат квартеты, дуэты с участием гитары; исполняются прекрасные творения Паганини, Боккерини, давно забытые произведения для гитары с фортепиано – «Дивертисмент» К. Вебера, концерты Джулиани, Вивальди, Карулли и произведения советских композиторов с камерным оркестром.

Можно с уверенностью сказать, что гитара теперь заслужила всеобщее признание, лучшие музыканты, композиторы, певцы принимают большое участие в пропаганде этого замечательного инструмента.

Начало  |  Наверх
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Facebook Опубликовать в LiveJournal Tweet This



Оглавление        Вернуться к статье

Канал: 128Kbps
Слушать (Media Player).
Слушать (WinAmp).
Слушать (Real Player).
Слушать (QuickTime).

24Kbps формат - AAC+:
Слушать (Media Player).
Слушать (WinAmp).
Слушать (Real Player).
Слушать (QuickTime).

 Скачай панель и слушай радио прямо из браузера!

Доступные версии :





КАПКАН BROTHERS







Copyright (c) 2003-2012 by Rock-online.ru
Работает под управлением WebCodePortalSystem v. 6.2.01 Карта